|
Секция
“ Социальная философия ” Метафизические предпосылки кризисности многонационального
социума. Кучуков Магомед Мусаевич д.ф.н., профессор. Нальчик, Россия. |
|
|
К
рубежу веков и тысячелетий планетарный социум подошел с ощущением кризисности
эпохи, с сознанием нарастающей хаотизации жизни. Происходящие трансформации,
социально-онтологические основы человеческого существования стали предметом
анализа и интерпретации. З. Бауман определил эпоху как « текучую
современность» и выделил ведущую черту в «ненаправленности
перемен». Ж. Бодрийяр
обосновывает идею конца социального, «самой концепции социального». У. Бек
создал концепцию современного социума как «общества риска». Риск определяется
не как некая случайность, побочный продукт, а как результат процессов
модернизации вызывающих неконтролируемые угрозы и опасности, при этом они
производятся во всех сферах жизни социума и не знают государственных и иных
границ. Более адекватной является характеристика современного социума как
общества «перманентной кризисности». Кризис социума это нарушение
парадигмальности функционирования и развития социального организма и как отдельной
государственно организованной самодеятельной общности людей, и как планетарного
сообщества. Кризисные состояния возникают в любой из сфер общественной жизни,
но при этом нарушают принятый код существования социума. Наиболее опасными и
катастрофичными по своим последствиям стали кризисы, возникающие из противоречий
во внутригосударственных межнациональных отношениях. Современный мир полон
конфликтами и войнами, где в роли субъектов выступают национально-этнические
общности или же этнические диаспоры, возникшие в результате интенсивных
миграции. Характерными являются процессы, происходящие в субъектах России, расположенных
на территории Северного Кавказа с начала 90-х годов. Основной
тезис работы в идее существования предпосылок межнациональных коллизий вне
сферы национально-этнических отношений, в самой социумной жизни. Такие
предпосылки заложены в мире идеального, сознания и образов, составляющих необходимую
субстанцию в существовании социума. Идеальное (духовное, мысль, сознание)
социума по своей природе является реальностью, возникающей в человеческом
сознании и существующей в разных формах (идеи и теории, воля и чувства,
представления и мифы и др.). В своей роли и выполняемым функциям мир
идеального является предпосылкой и необходимым условием всех реальных
социальных процессов, осуществления субъектной деятельности. Определяющими
при этом являются идеи, раскрывающие смысл личностного и социумного бытия.
Эти идеи живут относительно самостоятельной жизнью, воспринимаемые каждым
поколением как данность, имеющую метафизическую природу и ценность. Они
ориентируют человеческое мышление, структурируют индивидуальное и
общественное сознание и связывают её с поведением и деятельностью.
Метафизические идеи воспринимаются человеком как объективные качества бытия,
придающие смысл жизни и деятельности человека. В многонациональном социуме
(имеется в виду страны, где в едином социополитическом организме пребывали
два и более народа) кризисы в отношениях между народами или же в отношениях
той или иной общности с государством имеют и исторические корни и конкретные
экономические, политические и иные причины. Но существуют и метафизические
предпосылки, изначально провоцирующие конфликтность и кризисность этой сферы
существования социума. Предварительно необходимо отметить, что
межнациональные конфликты и войны, где участниками являются народы,
существующие в рамках единого социального и политического пространства, являются
феноменом 19, а более всего 20 века. В предшествующие эпохи субъектами противоречий
и войн выступали монархи и монархии разной формы, цивилизации и империи,
феодалы и общины, фамилии и рода. В межнациональных же войнах субъектами отношении
являются национальные общности со своим самосознанием, с пониманием своих
интересов. Такие конфликты являются феноменом, присущим индустриальному
обществу и остальным цивилизациям с освоением образа жизни, способов
организации социально-политической системы, свойственной западной
цивилизации. Метафизическими же предпосылками национально-этнической
кризисности являются идеи Свободы, Равенства и Справедливости, ставшие
ценностями, определяющими существование современной цивилизации. В философии
древних цивилизации (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской)
феномены свободы, равенства и справедливости почитаются как выражение мировой
гармонии, космической упорядоченности. Лишь в 18 веке, с формированием
социально-философских концепции, возникает понимание социумной природы свободы,
равенства и справедливости, конкретно-исторического содержания. В эпоху Просвещения
понятия наполняются смыслом, ставшим их содержанием в последующие эпохи. В
свободе, равенстве и справедливости стали видеть основу нравственности человека.
В самосознание человека они входят, отражая личностную природу человека, его
существование в целенаправленной и рационально обоснованной форме. Социальная
философия XVIII века с новым видением социума как результата человеческой
деятельности и человека как творца соцуумной жизни стала одной из основ Французской
революции и становления современных форм социумной жизни. В фундаменте новой
социальной общности как необходимый элемент оказались и идеи свободы, равноправия
и справедливости. Эти понятия нашли конкретное определение в Декларации
независимости принятой в Северной Америке, а также принятой Великой французской
революцией (1789г)Декларации прав человека и гражданина. По настоящее время идет
процесс ограничения, т.е. определения основных параметров реализации этих
принципов в жизни социума, регулировании положения личности в обществе. Реализация
концепции демократии, с идеями свободы, равенства и справедливости, на
межличностном уровне приняты как нормы бытия, регулирующие общественную жизнь
и они стали важнейшим завоеванием в развитии рациональности в существовании
социума. Но принятые как способы регуляции сосуществования человека с себе
подобными на индивидном уровне они не получили развития в ограничении своего
содержания для создания форм сосуществования социальных образований, в том
числе и этносов. Можно утверждать о незавершенности становления новой социальности,
не создавшей механизмы реализации принципов справедливости, равенства и свободы
в надиндивидном уровне. Их превращение в идеальные феномены стимулирующие
конфликтность и в итоге кризисность социума является следствием усилий распространить
абстрактный идеал межличностных отношений на сосуществование и отношения надличностных
образований, в том числе и национально-этнических общностей. Причина такой
странности, когда явления, как бы внутренне присущие человеку, определявшие
его сущность становятся основой противоречии и конфликтов, в том, что они
возникают как всеобщие принципы бытия разумного и нравственного человека, а
стали служит руководством к действию при решении локальных и конкретных
проблем. Как проблема бытия они существуют в единой связке, определяя предельные
или же конечные ценности, на основе которых должна быть, организована
общественная жизнь. В то же время, по существу, они противоречат друг другу,
превращаясь в мифы, химеры, как неосуществимые и необоснованные в конечном
своем содержании идеи или же идеалы общественного обустройства. Стремление к
реализации этих идеалов, принципов существует как важнейший социальный мотив,
толкающий социум к самосовершенствованию. Попытки же реализовать эти принципы
на уровне отношении национально-этнических общностей приводят к непреодолимым
противоречиям. Становление нравственного сознания человека происходило с приобретением
чувства стыда, совести, долга и ответственности. Одновременно с этим пришло
понимание необходимости нравственности и в общественной жизни. Формирование
понятий справедливости, свободы и равенства и было отражением этих процессов.
Они стали частью общественной жизни, проникли во все сферы и формы
человеческой деятельности. И в то же время, в каждом случае, свое понимание
свободы, справедливости и равенства, вызывающие противостояния и борьбу.
Признание невозможным определения всеобщей формулы этой триады стало
аксиомой. В то же время не вызывает сомнения необходимость выработки некоего
принципа или же идеи, позволяющей преодолевать или же минимизировать такие
коллизии. В совокупности формула справедливости, свободы и равенства
представляет собой требование достижения консенсуса в общественной жизни. В
конфликтах, возникающих в отношениях между народами на первый план, как правило,
выходит одна из проблем свободы, справедливости или же равенства. Так свобода
в отношении национально-этнических образований была определена в формуле
«Право нации на самоопределение». Впервые такое понимание свободы народов
было высказано в конце ХIХ
века. Как правовая норма и основное условие существования народов была
провозглашена в ходе Октябрьской революции. Этот же принцип поддержал
президент Соединенных Штатов Вудро Вильсон. Но силу нормы международного
права он получил в резолюции 1514 Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 году. Но
такое понимание свободы было крайне односторонним и она нарушало права других
сосуществующих народов т.е. нарушало равенство и справедливость. Попытки
прямой реализации этого принципа привело к многочисленным столкновениям и
войнам. Феномен справедливости выражает обобщенную нравственную оценку
явлений, в том числе и национальной жизни, с точки зрения их соответствия
моральным ценностям, нормам и представлениям о должном порядке в человеческом
общежитии. В то же время представления о справедливости в различных
этнических группах имеют как общие элементы, свойственные представителям всех
типов культур, так и специфические, обусловленные особенностями условий
жизнедеятельности групп как этнокультурных образований. Требование
справедливости и реализация этого принципа это ограничение, определение меры,
форм и сфер проявления свободы и равенства. Обращение к идее справедливости
это одновременно и признание возможности соглашения, разделения прав и
ответственности. Логика движения к справедливости предполагает наличие или же
создание некой общей платформы, признания третейского суда, независимого
арбитра. Признание того или иного деяния проявлением справедливости в решении
существующей проблемы является одновременно признанием совершившегося консенсуса.
Представления о справедливости являются одним из основных регуляторов
группового и межгруппового взаимодействия и они должны лежать в многонациональном
государстве в основе национальной политики. Несоответствие национальной
политики традиционным представлениям о справедливости и приводит к
межнациональной напряженности и конфликтам. Феномен справедливости выражает
обобщенную нравственную оценку явлений, в том числе и национальной жизни, с
точки зрения их соответствия моральным ценностям, нормам и представлениям о
должном порядке в человеческом общежитии. В России без обращения к идее
справедливости в контексте реальной истории отношений народов и существующих
проблем невозможно регулирование межнациональных отношении. Приоритетной при
этом является возвращение государства с государственными законами в сферу
межнациональных отношении. В начале 90-х годов произошел отказ как от понятия
нации, так и от национальной политики и одновременно от законности в этой
сфере общественной жизни. Без принятия на себя роли арбитра государством,
который вырабатывает законы сосуществования народов, сфера межнациональных
отношении будет источником угрозы для целостности страны. В национальных республиках
проблема со свободой, за некоторым исключением, решена в рамках формулы
существования России как единой для всех народов Родины и Отечества. В
границах этой формулы вопросы свободы регулируются в рамках существующих
законов о развитии различных сфер общественной жизни. Основные нерешенные
проблемы существуют на основе реализации идеи равенства. Большинство
конфликтов замешано на территориальных противоречиях. В этом случае, роль
государства заключается в определении некой точки невозврата, справедливой
для большинства народов, в решении территориальных проблем. Таковыми могут
быть периоды, когда фиксировались национально-этнические границы: а. это
период образования советской государственности, где были детально обозначены
границы республик, областей и округов; б.перед отечественной войной, до репрессий,
когда в отношении ряда народов были нарушены территориальные права народов;
в. сложившиеся на момент распада СССР границы. Принятие той или иной даты на
основе обоснования справедливости для большинства народов может быть основой
общественного договора и преодоления межнациональных проблем. Такое
ограничение на законодательном уровне свободы и равенства одно из возможных
решении сложившихся проблем. Причины конфликтов, формирование межнациональной
напряженности, часто, осознаются как результат нарушения принципа справедливости
по отношению к народам государства. Как правило, они имеют исторические корни,
но стереотип сложившегося отношения существует как фактор современной жизни.
Сознание несправедливости в сложившемся положении народа возникает из-за
нарушения законности, разного подхода к разным народам при решении проблем в
политической, социально-экономической, духовной сферах общественной жизни.
Мотив восстановления справедливости является одним из основных детерминант человеческой
активности. Государство, его сила и бессилие играет в этих проблемах решающую
роль. |
|