|
Секция
“Философия образования” Диалектика интернационального и национального в
философии образования (на примере России) В.В. Павловский д.ф.н. профессор
(Россия) Красноярскийгосударственный аграрный
университет |
|
|
Абстракт Современная философия
образования (СФО) сочетает в себе два аспекта: интернациональный и
национальный. Первый отражает общемировые процессы: особенности взаимодействия
современной цивилизации и национальных систем образования, роль общественно-экономических
формаций в развитии исследуемой сферы, влияние глобализации, геополитических
факторов, модернизации, Болонского процесса, новой парадигмы образования и
многое другое. Российская СФО переживает
период качественного и неоднозначного обновления. Это связано с осмыслением
проблем реализации Национальной доктрины образования, реформирования всей системы,
внедрения постнеклассической модели образования и воспитания, вхождения в
Болонский процесс, борьбы за сохранение многонациональной культуры и
самобытности, рефлексией по поводу формирования гражданственности,
духовности, нравственности, профессионализма у молодого поколения и многое
другое. Интернациональная и
национальные СФО, в частности, российская философия образования представляют
собой диалектическое целое, в котором определяющим является общее,
интернациональное, а определяемым – особенное и единичное, или национальное. Глобальные
и национальные процессы в сфере образования свидетельствуют, что стремительно
возрастает роль образования в современном социуме и его влияние на все
области жизнедеятельности людей. Феномен образования стал мощным глобальным
фактором экономического, политического, научно-технического, социального и
культурного развития государств и народов. Прогресс философии образования в
мире и, в частности, в России безусловно будет способствовать успешному
развитию этой важнейшей сферы жизни общества. Ключевые слова:
интернациональная философия образования, национальная философия образования,
диалектика общего и особенного, Национальная доктрина образования, некоторые
основные компоненты российской философии образования. |
|
|
Под современной
философией образования (СФО) автор понимает философию образования и
воспитания, два взаимосвязанных процесса, которые не существуют друг без
друга. СФО сочетает в себе два аспекта: международный и национальный. Первый
исследует общемировые процессы в сфере образования: особенности
взаимодействия современной цивилизации и образования, роль общественно-экономических
формаций в развитии данной сферы, влияние на неё глобализации, модернизации,
институтов демократии, геополитических факторов, Интернета, Болонского
процесса, диалога и противоречий Запада и Востока, новой парадигмы образования,
дистанционного обучения, образования на протяжении всей жизни, преодоления
неграмотности в ряде стран, воздействие религии на образование, место и роль
преподавателей и учащихся в образовательной системе и обществе, проблемы социализации
личности в эпоху разрушения человеческого в человеке и другое. В свою очередь,
международная СФО возможна только на основе национальных философий
образования, с учетом их особенностей, без которых она станет вневременной и
внетерриториальной, директивно абстрактной и бесполезной. Если обратиться к
российской СФО, то следует отметить, что она пережила период своего
качественного и крайне противоречивого обновления. Это связано с реализацией
Национальной доктрины образования, её стратегии и тактики, реформированием
всей системы обучения, разрушением многонациональной культуры, с одной
стороны, и внедрением постнеклассической модели образования, информатизации
образования, вхождением в Болонский процесс, соперничеством традиций и
инноваций , противоречий между наукой и образованием, перманентными
изменениями государственных стандартов и компетенций, вопросов гуманитаризации
и сегментизации профессионального образования, необходимости всеобщего
массового образования и индивидуального подхода, сосуществования светской и
религиозной компетенций обучения, образовательной миграции из России и в
Россию, проблем формирования гражданственности, духовности, нравственности,
профессионализма у молодого поколения и многое другое. Диалектикой
взаимодействия первой и второй форм СФО является то, что существует
необходимая и существенная связь между ними, единство и борьба противоположностей,
неизбежное развитие. Интернациональная СФО выступает в качестве общего, а
российская СФО – как особенное. Общее объединяет существование и развитие
всех особенных и единичных СФО, имплицирует общие закономерности и тенденции
прогрессивных и регрессивных изменений в исследуемой сфере. Системы
образования в различных государствах и их общее теоретическое и
методологическое оформление создали уникальный феномен, который может быть
определен как интернациональная СФО, а ее рефлексия, интерпретация – как
метафилософия образования. Анализ ее основных категорий, понятий, идей,
закономерностей, идеальных объектов, схем и моделей, методов исследования и
результаты практической реализации приобретают всё возрастающее значение в
современном мире. Глобальные процессы в сфере образования и воспитания, их
философская рефлексия оказывают несомненное влияние на российскую полинациональную
СФО. Рассмотрим некоторые
основные компоненты российской системы образования и воспитания и их
отражение в полинациональной СФО. Крайне противоречивые
процессы глобализации, в которых пока что главными акторами выступают
западные государства, оказывают разновекторное воздействие на российскую
сферу образования. После августа 1991 года в условиях либеральной, рыночной
экономико-политической и социальной системы сфера образования в стране была
качественно и количественно перестроена по западным стандартам и присоединена
к Болонскому процессу. Она не соответствует интересам подавляющего
большинства населения, имеет существенные недостатки. В работах ряда
российских философов образования анализируются возникшие проблемы, вносятся
предложения узаконить бесплатность общего среднего и высшего
профессионального образования, демократизировать систему образования и
управления ею, обеспечить основные свободы человека и другое. Особое внимание
уделяется философами вопросам разработки современной идеологии российского
образования, гражданской, профессиональной, культурной, нравственной
подготовке новых поколений к жизни в быстро изменяющемся мире. Эта идеология,
по их мнению, должна учитывать противоречивые интересы различных классов и
социальных групп, способствовать действительному общественному прогрессу
всего общества, а не его отдельных привилегированных групп, делать всё
необходимое для сохранения национальной независимости, развития
многонациональной культуры, обеспечивать достойное финансирование образовательной
сферы в соответствии с вызовами эпохи, требованиями модернизации, а также
современной научно-технической и, в частности, информационной революций. Ряд философов
подчеркивают, что российская государственная политика в области образования –
в сравнении с развитыми странами – является крайне противоречивой и
малоэффективной. Основными субъектами образовательно-воспитательного
процесса в общей средней и высшей профессиональной школе были и остаются
учителя в школах и профессора, доценты и преподаватели в училищах, техникумах,
колледжах и вузах. Именно их гражданские, профессиональные, культурные, нравственные
качества, а также уровень кадрового, финансового, материально-технического и
социального обеспечения со стороны государства и общества, роль семьи в
процессах социализации определяют качество образования и подготовки молодого
поколения к жизни в современном обществе. Философы образования в России
постоянно исследуют эти вопросы, а также проблемы, с которыми сталкиваются
учителя и педагоги, воспитатели и родители, семьи учащихся. Так, сокращение
численности учителей средних школ, особенно в сельской местности, значительное
отставание оплаты труда педагогов от среднестатистической оплаты труда в
промышленности, отсутствие во многих регионах самых необходимых социальных
льгот и гарантий для преподавателей уже привело к непоправимым негативным
последствиям. Снизилось качество образования, ухудшилась подготовка кадров по
существу во всех отраслях экономики, в том числе в управлении, крайне
медленно снижаются преступность, различные злоупотребления, велико количество
дорожно-транспортных происшествий с самыми тяжелыми последствиями и так
далее. Качество образования
молодежи ныне во многом зависит также от оптимального развития информационной
и телекоммуникационной материально-технической базы и технологий. В России
последнее десятилетие немало сделано в этом отношении, однако отставание при
сравнении с развитыми странами остается значительным. Вместе с тем учебный
процесс в школах и высших учебных заведениях все больше насыщается электроникой,
во многих заведениях созданы электронные информотеки. В свою очередь,
информационная революция, проникая во все уголки огромной страны, нуждается в
интенсивной подготовке учителей и ИТ-специалистов электронных образовательных
ресурсов. Современная глобальная
революция образования захватила и Россию. Образование по своей сути тесно
связано с наукой, техникой и технологиями, которые , в свою очередь,
переживают интенсивное развитие. Революционные и эволюционные процессы происходят,
в частности, в нано-, био-, информационных отраслях, в когнитивных науках,
которые на Западе определяются как NBIC-конвергенции. К ним присоединяются
социо-гуманитарные конвергенции. Влияние этих конвергенций, кардинальные
достижения в освоении космоса, естественных науках, ряде других областей техники
и социальной сферы ведут к качественным изменениям всей классической
парадигмы образования. России сегодня нужны специалисты и работники
принципиально нового, более высокого, чем раньше, уровня гражданственности,
профессиональной подготовки, культуры и нравственности. Учебные программы,
федеральные образовательные государственные стандарты дисциплин
пересматриваются каждые несколько лет или ежегодно, обновляется медиаобразование,
внедряются современные средства массовой коммуникации и другое. Однако
реформирование образования, как свидетельствуют факты развития экономики,
политики, социальной сферы, культуры в стране, не дает ощутимых положительных
результатов. Интенсивно нарастает бюрократизация в системе образования и
воспитания. В работах многих
отечественных философов глубоко исследуются вопросы взаимодействия семьи и
школы. В настоящее время в России в семейных отношениях происходят весьма
противоречивые процессы: велико количество разводов, в абсолютных и относительных
цифрах увеличивается число семей с одним родителем, в стране никогда не было
такого количества «отказных» и брошенных детей. Проблема формирования
реальной всесторонне развитой гуманной и свободной личности как массового
явления была поставлена в нашей стране еще в XX веке. В этом мы видим основную цель
интернационального и национального образования и воспитания прежде всего
подрастающих поколений в XXI
столетии. Какова будет роль российской системы образования и воспитания и
отечественной философии образования в этом основополагающем историческом
процессе, покажут уже ближайшие десятилетия. В современной системе
высшего профессионального образования в России очень важная роль отведена
компетентностному подходу – общекультурным и профессиональным компетенциям.
На наш взгляд, этот подход имеет сугубо прагматическое основание, он является
односторонним, утилитарным пониманием места и роли образования и воспитания
подрастающих поколений в современном мире. Этот подход далек от цели
формирования не частичного, ограниченного несколькими компетенциями, а
целостного человека, гражданина, гуманиста, патриота, интернационалиста, специалиста,
личности, владеющей основами отечественной и мировой культуры, семьянина. Несмотря на светский
характер российского государства, закрепленный в Конституции, религиозные
конфессии активно внедряются в школы и учебные заведения, участвуют в
образовании и воспитании детей и молодежи. Подведем итоги. Глобальные процессы в сфере
образования свидетельствуют, что стремительно возрастает роль образования и
его влияние на все области жизнедеятельности современных государств и
обществ. Углубляется разрыв между развитыми, богатыми и развивающимися,
бедными странами в исследуемой сфере. Россия, имея в прошлом столетии
выдающиеся достижения в области ликвидации безграмотности и создании одной из
самых передовых в мире систем общего среднего и высшего образования, ныне во
многом утратила эти позиции. Она нуждается сегодня в действительно новой
национальной парадигме образования и воспитания подрастающих поколений и в ее
практической реализации, – иначе ее ждут большие проблемы в условиях жесткой
борьбы за малоосвоенные территории, за природные ресурсы, пресную воду и так
далее. В мире конкуренции и рыночных отношений слабых и отстающих бьют и
отправляют в аутсайдеры. В России сохраняется недопустимо большой разрыв
между несколькими процентами самых богатых и массами остального населения.
Противоречия между интересами исполнительной, законодательной и судебной власти,
с одной стороны, и интересами учителей, преподавателей, ученых, философов,
огромного большинства родителей, учеников и студентов, с другой стороны,
являются достаточно острыми. Национальная система образования не решает оптимально
те исторические задачи, которые стоят
перед российским обществом в сложнейшем и крайне взрывоопасном XXI веке. Что касается всестороннего и гармонического развития
каждого человека, то такая высокая цель вообще не ставится либеральной концепцией
образования. В повестке дня сугубо прагматические задачи – перевести систему
образования в систему образовательных услуг в соответствии с новым законом
«Об образовании в Российской Федерации». Бесплатное образование по новому закону
уже никому не гарантируется. Национальные системы
образования представляют собой сложный и противоречивый геополитический
фактор, мощный стратегический ресурс, который во многом определяет уровень
экономического, политического, военного, народонаселенческого, социального и
культурного развития государства и общества, их настоящее и будущее. |
|